Город:
Гостиницы
Пансионаты
Детские лагеря
Туроператоры
Турагентства
Отзывы
Транспорт
Транспортные компании
Консульства
Работа в туризме
Форум

Новости гостиниц
Новости туризма
Туристические выставки
Туристические гороскопы

Страны
Австралия
Азия
Африка
Ближний Восток
Европа
Сев. Америка
Юж. Америка
Антарктика
Отдых в России
Отдых в Подмосковье
Отдых в Москве
Отдых в Санкт-Петербурге
Отдых в Карелии
Отдых в Ленинградской области
Туристические анекдоты

Праздники

Предложения турфирм

Курорты
Активный отдых
Образовательный туризм
Детский туризм
Отдых и лечение
Пляжный отдых
Экологический туризм
Экстремальный туризм
Экскурсии
Паломнический туризм

Советы туристу

Национальная кухня

Календарь праздников

Фестивали
Визы
Туристические термины
Загранпаспорта
Законодательство в туризме
Страхование
Партнеры

Реклама на сервере
Форма подписки
Обратная связь
Рассылка СПО

Рейтинг@Mail.ru

Rambler's Top100

Петрозаводск


Путь: Страны / Россия / Курорты / Карелия /

ПетрозаводскПарк культуры и отдыха в Петрозаводске располагается на первой береговой террасе Онежского озера. Именно здесь в начале ХVIII века получил свое начало Петрозаводск, когда 29 августа 1703 года генерал-губернатор Карелии, Ингрии и Эстляндии светлейший князь А.Д. Меншиков по указанию Петра I положил первый камень в основание доменного цеха Шуйского (в дальнейшем Петровского) металлургического и оружейного завода, ставшего градообразующей основой будущего города. Бурный рост Петровских заводов способствовал и росту нового поселения. Уже в первое десятилетие своего существования слобода с одноименным названием - Петровские заводы - стала самым крупным населенным пунктом Олонецкого уезда.

Петр I несколько раз посещал Петровские заводы для ознакомления с ходом дел на предприятиях, а также приезжая на лечение в Марциальные Воды.

Для царя и светлейшего князя в слободе были построены дворцы. Царский дворец был возведен, вероятно, к первому приезду Петра (не позднее 1719 г.) недалеко от крепости. По имеющейся описи дворец имел 11 комнат. До нашего времени дошло изображение одного из фасадов дворца. Других материалов, относящихся к наружному облику этого здания, не найдено, как неизвестен и автор этой постройки, но, зная вкусы Петра и стиль того времени, можно представить, какими были внутреннее убранство и планировка дворца, обратившись к летнему дворцу Петра в Летнем саду Санкт-Петербурга, выстроенному в 1710-1712 годах архитектором Д. Трезини и сохранившемуся до наших дней.

В одно из своих первых посещений Петровских заводов царь положил начало благоустройству слободы, посадив вокруг дворца первые деревья будущей Березовой рощи. Дело в том, что территория в районе устья р. Лососинки, ранее покрытая густым еловым древостоем (на которой начала строиться слобода), в короткое время была очищена от леса, используемого для строительных нужд, а также для спасения от комаров и мошки, в изобилии обитающих в здешней тайге.

Петр I не просто засаживал и благоустраивал пустырь вокруг дворца. Судя по плану первого карельского краеведа Т. Баландина, изображающему слободу 1720-х гг., сад, насаженный Петром, являл собой полноценную парковую композицию, связанную с эстетическими принципами барочных садов Франции ХVII века. Стиль барокко в ландшафтной архитектуре проявил себя подчеркнуто симметричными, богатыми в планировочном решении и пластике композициями, как бы противопоставленными легкости и свободе живой природы. Наиболее полное и значительное выражение этот стиль получил во Франции в ХVI-ХVII вв., поэтому регулярные, композиционно насыщенные сады называют 'французскими'. Андре Ленотр, один из лучших мастеров садово-паркового искусства, построил знаменитый Версаль под Парижем, где пышность и причудливость стиля нашли свое отражение в создании искусственной природы: стриженых деревьев, больших гладких зеркал бассейнов в изящных резных каменных рамах, затейливых рисунков цветников.

Французский стиль, занесенный Петром в Россию из его путешествий по Европе, проявил себя прежде всего в планировке городских и загородных усадеб: перед домом, стоявшим главным фасадом на улицу, находился парадный двор - курдонер. За домом разбивался регулярный сад, выходивший обычно к набережной реки или к другому обширному водному пространству. Такая планировочная структура прочно вошла в русский обиход, и именно ее образцом является планировка царской усадьбы в Петровских заводах.

В этом миниатюрном комплексе (ширина сада около 100 м, длина до стен крепости менее 200 м) мы находим все непременные элементы 'французского' парка. В первую очередь это сильная композиционная ось - стержень всего регулярно распланированного пространства ансамбля - центральная, самая широкая аллея парка, которая берет свое начало у водного зеркала небольшого пруда непосредственно перед центральным ризалитом дворца на самой верхней отметке парка. Спускаясь по рельефу, центральная аллея заканчивается перспективой Онежского озера, подобно перспективам Петергофа, устремленным к водной глади Финского залива.

В средней своей части парк представлял собой партер - открытую часть, сформированную стриженым кустарником и цветником и обсаженную по периметру ровными рядами берез. 'Насажден был он линейно по проспектам, с обеих сторон березками, а в курталах ильмами, рябиною, черемухою, вязом, кленом и изредка соснами и елями', - записывает Т. Баландин по воспоминаниям старожилов. Береза преобладала в посадках, поэтому и парк стали называть впоследствии Березовой рощей. В русских регулярных парках обычно применяли именно местные породы деревьев и кустарника, а в партерах высаживали брусничник и даже зеленый лук.

Примерно в 70 метрах от дворца в сторону озера на территории парка размещалось культовое сооружение - походная церковь Петра. Активное включение церкви в структуру ансамбля - дань барочным композициям ХVII века.

Мы не знаем, кто был автором планировки этой царской усадьбы: может быть, это был сам Петр, часто принимавший непосредственное участие в разработках планов разных частей Петербурга, а возможно, это был Доменико Трезини, являвшийся первым и ведущим архитектором петербургской канцелярии городовых дел. Петр проявлял также исключительный интерес к устройству цветочных партеров вблизи своих дворцов. Сохранился ряд документов, подтверждающих его личное участие в этом деле и свидетельствующих о его компетенции в ландшафтной архитектуре. Петрозаводск

Березовый сад, насаженный при дворце Петра I, положил начало строительству первого парка в нашем городе. В первом официально утвержденном генеральном плане Петрозаводска, конфирмованном Екатериной II в 1785 г. и заложившем основу регулярной планировки города, Березовая роща (но уже без дворца) была отмечена как сохраняемый ландшафтный элемент в память о Петре I. Здесь было запрещено всякое строительство. К концу ХVIII века, когда центр Петрозаводска в связи со строительством Александровского завода переместился к Круглой площади, на территории бывшей слободы единственными памятниками ее былого расцвета остались Петропавловская новоманерная церковь да Березовая роща. Жилая застройка сдвинулась на прибрежные склоны Онежского озера в силу удобства рыболовного промысла и водоснабжения оставшегося здесь населения. Земляные военные укрепления были срыты под огороды, дворцы Петра I и А.Д. Меншикова, административные и торговые здания сгнили и были снесены, превратились в руины сооружения бывших Петровских заводов.

План Т. Баландина, выполнявшийся им в 1810 году и представляющий нам состояние заводской слободы на 1720-е гг., составлялся '...из малозначащих развалин, оставшихся от земляной крепости, домны... бывшего дворца, пруда, палисада и существующего в остатках Березового сада...', то есть по тем следам, что сохранились к началу ХIХ века. Бывший Петровский парк пришел в запустение. И совсем не случайно появившееся в конце ХVIII века его название - Березовая роща, характеризующее его не столько по планировочному благоустройству, сколько лишь по виду насаждений. Не стало владельца усадьбы - Петра I, был утрачен его дворец, при котором разбивался сад, служивший для украшения придворного быта, ассамблей, приема гостей. Отсутствие у Петровского парка хозяина явилось первой и основной причиной его упадка. Потому что регулярный партерный сад, каковым тот являлся, для содержания его в хорошем состоянии требовал постоянного ухода и достаточно больших усилий, которых, по-видимому, не было.

Справедливости ради следует сказать, что в 1730 г. начальником Петровских заводов Циммерманом делались представления в Берг-коллегию и Сенат о восстановлении дворца и поддержании сада, но они не достигли результата.