Отдых в Подмосковье: Музеи-заповедники

Ленинские горкиГосударственный исторический заповедник «Горки Ленинские»
Музей политической истории, где раз­мещена экспозиция, посвященная по­литической истории России начала XX столетия и государственной деятельно­сти В.И. Ленина; Музей-усадьба «Гор­ки»; постоянная выставка «Кабинет и квартира В.И.Ленина в Кремле» (пере­дана музею в 1994 году), где полнос­тью воссоздана обстановка кремлевс­кой квартиры вождя пролетариата и представлены личные вещи В.И. Лени­на и членов семьи Ульяновых и обшир­ная библиотека; Музей сельской шко­лы; Музей крестьянского быта в дерев­не Горки - типичный образец кресть­янской усадьбы начала XX века, где представлены подлинные предметы мебели, посуда, утварь и сельскохо­зяйственный инвентарь того времени.

Горки традиционно связывают с именем В.И. Ленина, который начиная с 1918 года подолгу жил и работал здесь. Однако достоп­римечательности заповедника, гармонично сочетающего истори­ческие памятники и неповтори­мые ландшафты, этим не ограни­чиваются.

Старинная усадьба вблизи реки Пахры возникла в последней четверти XVIII века, когда в сель­це Вышних Горках М.А. Спасителевой был сооружен жилой ком­плекс и разбит регулярный сад. Неоднократно обновлявшийся архитектурный ансамбль позво­ляет отнести его к среднепоместному типу, который пришел на смену дворцовому.

В 1909 году усадьба перешла в собственность Зинаиды Григорь­евны Морозовой-Рейнбот (вдовы Саввы Морозова), при которой была реконструирована архитек­тором Ф.О. Шехтелем в стиле неоклассицизма.

Главный дом, украшенный портиком и изящной лоджией с балконом, в 1910 году был допол­нен зимним садом и верандой. Фасады были декорированы леп­ными барельефами на темы гре­ческой мифологии. По обе сторо­ны от дома расположены совре­менные ему изящные флигели. Интерьеры зданий сохранили ста­ринную планировку и подлинные вещи, среди которых мебель в стиле модерн, изготовленная по рисункам Шехтеля.

Достопримечательностью усадьбы является хорошо сохранившийся парк. В регулярном парке (заложен в конце XVIII века) с уникальными многовековыми деревьями возвышаются неболь­шие холмы, как полагают, древние курганы вятичей X - XII вв. На бе­реговом склоне реки Туровки рас­кинулся сохранивший красоту рус­ского леса пейзажный парк с Ма­лым и Большим прудами. Живо­писные уголки парка украшают грот и беседки-миловиды, под­ражающие постройкам XVIII века.

В селе Колычеве, располо­женном в окрестностях Горок, восстанавливается белокаменная Воскресенская церковь, увенчанная компактным пятиглавием. Древний храм (1697) в результа­те последующих перестроек при­обрел нарядное убранство верх­ней части здания, стилизующее приемы конца XVII столетия. На реке Пахре у села Сьяново находятся Мячковские каменоломни, откуда на протяжении многих сто­летий брали известняк для строи­тельства и облицовки храмов Московского Кремля, Владими­ра, Суздаля и даже Астрахани.

Историко-художественный и архитектурный музей Новый Иерусалим.
Музей расположен на территории действующего Новоиерусалимского мужского монастыря. В экспозициях представлены древнерусское искусст­во XVIII - начала XX в., изделия худо­жественных промыслов Подмосковья, крестьянский костюм. В Гефсиманском саду находится музей под открытым небом, куда входят памятники дере­вянного зодчества.

История города восходит к XVI веку, когда здесь было село Сафатово (после постройки храма село было переименовано в Воскресенское). В 1656 году патри­арх Никон купил у помещика Боборыкина село Воскресенское и три деревни для строительства монастыря. По его замыслу, вблизи Москвы следовало со­здать подобие святых мест Палестины.

Место было выбрано лично патриархом - он останавливался здесь на ночлег и ему понравился высокий холм в излучине реки. В центре скупленных земель был заложен Воскресенский Ново­иерусалимский монастырь, за­думанный как главная обитель Русской православной церкви. Окрестности в соответствии с об­щим замыслом получили палес­тинские названия - появились холмы Сион, Елеон, Фавор, ближ­няя деревня стала называться Ка­пернаумом, а река Истра пере­именована в Иордан.

Для строительства обители вы­рубили лес на берегу Истры, ук­репили монастырский холм и по­ставили временную деревянную церковь во имя Воскресения Гос­подня. В 1658 году было начато строительство Воскресенского собора, прообразом которого послужил храм над гробом Гос­подним в Иерусалиме (кипарисо­вая модель храма, привезенная Никону из Палестины, хранится в музее). Работы по созданию мо­настырского ансамбля продолжа­лись под руководством патриар­ха до конца 1666 года, когда Ни­кон был обвинен в ереси и сослан в Ферапонтов монастырь (остан­ки патриарха погребены в приде­ле Усекновения главы Иоанна Предтечи Воскресенского собора в 1681 году).

Низложение Никона прервало строительство почти на 14 лет, и только в 1679 году по указу царя Федора Алексеевича работы были возобновлены. В 1685 году в присутствии правительницы Со­фьи, царей Петра и Ивана Воскре­сенский собор бы освящен.

TravelTours.Ru