Отдых в Карелии: Петрозаводск

ПетрозаводскПарк культуры и отдыха в Петрозаводске располагается на первой береговой террасе Онежского озера. Именно здесь в начале ХVIII века получил свое начало Петрозаводск, когда 29 августа 1703 года генерал-губернатор Карелии, Ингрии и Эстляндии светлейший князь А.Д. Меншиков по указанию Петра I положил первый камень в основание доменного цеха Шуйского (в дальнейшем Петровского) металлургического и оружейного завода, ставшего градообразующей основой будущего города. Бурный рост Петровских заводов способствовал и росту нового поселения. Уже в первое десятилетие своего существования слобода с одноименным названием - Петровские заводы - стала самым крупным населенным пунктом Олонецкого уезда.

Петр I несколько раз посещал Петровские заводы для ознакомления с ходом дел на предприятиях, а также приезжая на лечение в Марциальные Воды.

Для царя и светлейшего князя в слободе были построены дворцы. Царский дворец был возведен, вероятно, к первому приезду Петра (не позднее 1719 г.) недалеко от крепости. По имеющейся описи дворец имел 11 комнат. До нашего времени дошло изображение одного из фасадов дворца. Других материалов, относящихся к наружному облику этого здания, не найдено, как неизвестен и автор этой постройки, но, зная вкусы Петра и стиль того времени, можно представить, какими были внутреннее убранство и планировка дворца, обратившись к летнему дворцу Петра в Летнем саду Санкт-Петербурга, выстроенному в 1710-1712 годах архитектором Д. Трезини и сохранившемуся до наших дней.

В одно из своих первых посещений Петровских заводов царь положил начало благоустройству слободы, посадив вокруг дворца первые деревья будущей Березовой рощи. Дело в том, что территория в районе устья р. Лососинки, ранее покрытая густым еловым древостоем (на которой начала строиться слобода), в короткое время была очищена от леса, используемого для строительных нужд, а также для спасения от комаров и мошки, в изобилии обитающих в здешней тайге.

Петр I не просто засаживал и благоустраивал пустырь вокруг дворца. Судя по плану первого карельского краеведа Т. Баландина, изображающему слободу 1720-х гг., сад, насаженный Петром, являл собой полноценную парковую композицию, связанную с эстетическими принципами барочных садов Франции ХVII века. Стиль барокко в ландшафтной архитектуре проявил себя подчеркнуто симметричными, богатыми в планировочном решении и пластике композициями, как бы противопоставленными легкости и свободе живой природы. Наиболее полное и значительное выражение этот стиль получил во Франции в ХVI-ХVII вв., поэтому регулярные, композиционно насыщенные сады называют 'французскими'. Андре Ленотр, один из лучших мастеров садово-паркового искусства, построил знаменитый Версаль под Парижем, где пышность и причудливость стиля нашли свое отражение в создании искусственной природы: стриженых деревьев, больших гладких зеркал бассейнов в изящных резных каменных рамах, затейливых рисунков цветников.

Французский стиль, занесенный Петром в Россию из его путешествий по Европе, проявил себя прежде всего в планировке городских и загородных усадеб: перед домом, стоявшим главным фасадом на улицу, находился парадный двор - курдонер. За домом разбивался регулярный сад, выходивший обычно к набережной реки или к другому обширному водному пространству. Такая планировочная структура прочно вошла в русский обиход, и именно ее образцом является планировка царской усадьбы в Петровских заводах.

В этом миниатюрном комплексе (ширина сада около 100 м, длина до стен крепости менее 200 м) мы находим все непременные элементы 'французского' парка. В первую очередь это сильная композиционная ось - стержень всего регулярно распланированного пространства ансамбля - центральная, самая широкая аллея парка, которая берет свое начало у водного зеркала небольшого пруда непосредственно перед центральным ризалитом дворца на самой верхней отметке парка. Спускаясь по рельефу, центральная аллея заканчивается перспективой Онежского озера, подобно перспективам Петергофа, устремленным к водной глади Финского залива.

В средней своей части парк представлял собой партер - открытую часть, сформированную стриженым кустарником и цветником и обсаженную по периметру ровными рядами берез. 'Насажден был он линейно по проспектам, с обеих сторон березками, а в курталах ильмами, рябиною, черемухою, вязом, кленом и изредка соснами и елями', - записывает Т. Баландин по воспоминаниям старожилов. Береза преобладала в посадках, поэтому и парк стали называть впоследствии Березовой рощей. В русских регулярных парках обычно применяли именно местные породы деревьев и кустарника, а в партерах высаживали брусничник и даже зеленый лук.

Примерно в 70 метрах от дворца в сторону озера на территории парка размещалось культовое сооружение - походная церковь Петра. Активное включение церкви в структуру ансамбля - дань барочным композициям ХVII века.

Мы не знаем, кто был автором планировки этой царской усадьбы: может быть, это был сам Петр, часто принимавший непосредственное участие в разработках планов разных частей Петербурга, а возможно, это был Доменико Трезини, являвшийся первым и ведущим архитектором петербургской канцелярии городовых дел. Петр проявлял также исключительный интерес к устройству цветочных партеров вблизи своих дворцов. Сохранился ряд документов, подтверждающих его личное участие в этом деле и свидетельствующих о его компетенции в ландшафтной архитектуре. Петрозаводск

Березовый сад, насаженный при дворце Петра I, положил начало строительству первого парка в нашем городе. В первом официально утвержденном генеральном плане Петрозаводска, конфирмованном Екатериной II в 1785 г. и заложившем основу регулярной планировки города, Березовая роща (но уже без дворца) была отмечена как сохраняемый ландшафтный элемент в память о Петре I. Здесь было запрещено всякое строительство. К концу ХVIII века, когда центр Петрозаводска в связи со строительством Александровского завода переместился к Круглой площади, на территории бывшей слободы единственными памятниками ее былого расцвета остались Петропавловская новоманерная церковь да Березовая роща. Жилая застройка сдвинулась на прибрежные склоны Онежского озера в силу удобства рыболовного промысла и водоснабжения оставшегося здесь населения. Земляные военные укрепления были срыты под огороды, дворцы Петра I и А.Д. Меншикова, административные и торговые здания сгнили и были снесены, превратились в руины сооружения бывших Петровских заводов.

План Т. Баландина, выполнявшийся им в 1810 году и представляющий нам состояние заводской слободы на 1720-е гг., составлялся '...из малозначащих развалин, оставшихся от земляной крепости, домны... бывшего дворца, пруда, палисада и существующего в остатках Березового сада...', то есть по тем следам, что сохранились к началу ХIХ века. Бывший Петровский парк пришел в запустение. И совсем не случайно появившееся в конце ХVIII века его название - Березовая роща, характеризующее его не столько по планировочному благоустройству, сколько лишь по виду насаждений. Не стало владельца усадьбы - Петра I, был утрачен его дворец, при котором разбивался сад, служивший для украшения придворного быта, ассамблей, приема гостей. Отсутствие у Петровского парка хозяина явилось первой и основной причиной его упадка. Потому что регулярный партерный сад, каковым тот являлся, для содержания его в хорошем состоянии требовал постоянного ухода и достаточно больших усилий, которых, по-видимому, не было.

Справедливости ради следует сказать, что в 1730 г. начальником Петровских заводов Циммерманом делались представления в Берг-коллегию и Сенат о восстановлении дворца и поддержании сада, но они не достигли результата.

По сохранившимся до наших дней нескольким деревьям липы мелколистной (являющимся самыми старыми посадками в Парке культуры и отдыха), высаженным в 1775 г., можно сделать вывод о некоторых попытках сохранения и развития сада как общегородского места для прогулок. Из усадебного, пусть и миниатюрного парка, он превращается в так называемый публичный сад, которые начали появляться в России уже в начале ХVIII века.

Восстанавливать 'французский' стиль парка, судя по всему, никто и не пытался. Уже к середине ХVIII века новые эстетические идеи господствовали в садово-парковом искусстве. Классицизм, пришедший на смену барокко, в архитектуре и скульптуре проявил себя в стремлении к простоте античных форм, а в живописи, поэзии и ландшафтной архитектуре тесно смыкается с романтизмом, идеализацией живой природы и ее естественных эстетических качеств. На смену четко, регулярно распланированным партерам, боскетам, бассейнам пришла планировка без прямых линий - сад, в котором все его элементы, детали были как бы созданы самой природой. Наиболее интенсивно эти идеи начали развиваться в Англии в ХVIII веке и получили воплощение в лучших образцах именно английских пейзажных садов, поэтому пейзажную, свободную, планировку парков часто называют 'английской'. Таким образом и получилось, что последующие попытки восстановления Петровского сада проходили уже в стиле, более соответствующем 'английскому'.

Большой ущерб был нанесен парку бурей, обрушившейся на город 5 июня 1803 г. Были повалены 73 дерева петровского времени. Губернские власти начала ХIХ века обращали мало внимания на Петровский сад, находившийся к тому времени, по сути, на городской периферии. Хотя парк в Древлянке, загородной летней резиденции генерал-губернатора Т.И. Тутолмина, несмотря на свою удаленность, пользовался популярностью у высших слоев общества. А вообще, в те времена у горожан вошло в моду гулять по новому бульвару на Английской улице (позднее Мариинской).

ФонтаныПоворотным моментом в истории Петровского сада стал визит Александра I в наш город в 1819 г. Довольно подробное описание этого визита можно видеть в дневнике А.А. Фуллона, в 1819-1833 гг. занимавшего должность олонецкого горного начальника. После осмотра Александровского завода и города царь пожелал ознакомиться с Петровским садом как мемориальным местом, связанным с основателем Петрозаводска Петром I. Но чтобы попасть в этот сад, Александр I 'принужден был сам с довольным трудом открыть ворота'.

Показательно, что местные власти после визита Александра I привели Петровский сад в порядок. Позднее в своем дневнике А.А. Фуллон замечает, что там '...в последнее время старанием... олонецкого гражданского губернатора Рыхлевского и прочих чиновников построено... несколько павильонов, из коих в одном поставлен... в 1824 году чугунный бюст Государя императора Петра Великого'. Бюст Петра I распорядился отлить А.А. Фуллон, и в апреле 1824 года олонецкий губернатор А.И. Рыхлевский приказал установить бюст основателя города в Петровском саду на том камне, где, согласно преданиям, находился алтарь походной церкви Петра I. В том же году над этим памятником была построена деревянная готическая беседка, просуществовавшая до 1850 года. Позднее бюст был перенесен на другое место - в верхнюю часть парка, туда, где сейчас находится площадка перед летним театром. После установления в Петрозаводске советской власти бюст Петра был снят и с открытием в 1964 г. санатория 'Марциальные воды' перенесен туда. А камень алтаря походной церкви Петра I существует в парке и поныне - он служит основанием скульптуры, изображающей обнаженную девушку. Думается, что, если бы в 1903 году вместо деревянной дощечки с надписью о когда-то стоявшей здесь походной церкви прикрепили чугунную (как и намеревались), память об этом была бы покрепче и девушек на алтарь ставить бы не стали (даже таких симпатичных).

При губернаторе Андрее Ивановиче Рыхлевском была также расширена площадь, занимаемая садом, и подновлены посадки. Впоследствии, с образованием в 1828 г. Олонецкой епархии, губернаторская летняя резиденция в Древлянке была передана в архиерейские владения, и парк 'в английском вкусе' оказался для светского общества потерян, что явилось дополнительным толчком к обустинулась РЅР° прибрежные склоны Онежского озера РІ силу удобства рыболовного промысла Рё водоснабжения оставшегося здесь населения. Земляные военные укрепления были срыты РїРѕРґ РѕРіРѕСЂРѕРґС‹, дворцы Петра I Рё Рђ.Р”. Меншикова, административные Рё торговые здания сгнили Рё были снесены, превратились РІ СЂСѓРёРЅС‹ сооружения бывших Петровских заводов.

План Рў. Баландина, выполнявшийся РёРј РІ 1810 РіРѕРґСѓ Рё представляющий нам состояние заводской слободы РЅР° 1720-Рµ РіРі., составлялся '...РёР· малозначащих развалин, оставшихся РѕС‚ земляной крепости, РґРѕРјРЅС‹... бывшего дворца, РїСЂСѓРґР°, палисада Рё существующего РІ остатках Березового сада...', то есть РїРѕ тем следам, что сохранились Рє началу РҐIРҐ века. Бывший Петровский парк пришел РІ запустение. Р